Семейны сайт: Agulik
Как развить в ребенке внимательность и способность концентрироваться

Как развить в ребенке внимательность и способность концентрироваться

Как развить в ребенке внимательность - данный вопрос мучает родителей с дошкольного возраста и, наверно, до окончания школы ребенком. Способность концентрироваться - это вообще запредельная проблема, которую родители постоянно обсуждают с посторонними людьми: " Мой сын не может концентрироваться на уроках, что с этим обалдуем делать, а?" Такие фразы можно услышать и в магазине, во дворе, да в любом месте. Да, детям часто достается за невнимательность: тут разлил, там пропустил, в задачу не вдумался. Между тем умение фокусироваться — важнейший навык для обучения и развития ребенка. Тем более сегодня, когда телефоны и огромное количество раздражающих стимулов мешают прислушиваться к томительному рассказу учительницы про элеватор, или почему был прав муравей, сказавший стрекозе о её летнем пении. К счастью, родители могут помочь ребёнку натренировать мышцу внимания.

Как только человек рождается, на него обрушивается масса сенсорных раздражителей. Если бы мы стали откликаться на каждый из них и не учились отсекать лишнее, то, вероятно, человеческий прогресс остановился бы где-то в манеже под крутящимся мобилем. Со временем мы осваиваемся и довольно избирательно относимся к назойливой чепухе, которая лезет в глаза, предпочитая удерживать внимание на тех вещах, которые отвечают нашим целям.

В то же время полная погружённость в изучение мушиного крылышка могла бы сыграть с нами злую шутку, поэтому эволюция сформировала нас открытыми к новому опыту, к неожиданным и значительным событиям. Так, например, прилетевший прямо в вазу мячик легко выводит нас из транса. Это тонкий баланс, требующий сложных нейронных сетей, которые будут управлять нашим поведением.

У физиологов есть подходящая метафора на этот случай: внимание подобно путешественнику, который идёт сквозь лес, ему нужно всё время удерживать в голове маршрут, не сбиваться с пути и в то же время видеть нежелательное появление змей и как-то реагировать на них. У ребёнка же нейронные сети только формируется, и внутренний путешественник не вполне определился, в какую ему сторону.

Однако сейчас заниматься вниманием детей важнее, чем когда-либо. Во-первых, сегодня мы, вооружившись новейшими исследованиями, знаем, что способности к концентрации вполне себе тренируются. Во-вторых, эти тренировки улучшают интеллектуальные способности и работу детского мозга в целом. Учёные даже смогли это доказать на группе дошкольников. В-третьих, нынешнее поколение оказалось в беспрецедентной ситуации: у их предков не было такого количества раздражителей в виде плоских экранов, шлемов виртуальной реальности и смартфонов с какой-то страшной диагональю.

Учителя, кстати, давно бьют тревогу. Интернет-опрос, проведённый ещё в далеком 2012 году, показал, что почти 90% из них считают, что новые технологии помогают нам вырастить «легко отвлекающееся поколение с коротким периодом внимания». Бытует мнение, что ребёнок способен сосредоточиться на уроке на 15 минут, после чего неплохо бы сменить деятельность. Но некоторые учителя всерьёз полагают, что 15 минут — это уже немыслимая роскошь. Их подростки отвлекаются примерно раз в 28 секунд.

Что можно успеть за 28 секунд? Может, физик и успеет пробормотать правило буравчика, но вот словесник только начнёт декламировать первую строку из произведения Лермонтова.

Так и хочется обвинить во всем дурацкий телефон. Но виновато, конечно, не само устройство, а то, как его используют дети. Если то, что вылезает на экране, не затрагивает человека эмоционально в течение первых секунд, он легко пролистывает не интересующее его дальше: там много развлечений. Но развлечения-то и сконструированы таким образом, чтобы захватить внимание пользователя.

Нет, совсем отбирать телефон — всё равно что выключать электричество и предлагать посидеть при лучине: странно бороться с современным миром. Но мы можем как родители многое сделать, чтобы помочь своему ребёнку осознавать, что с ним происходит, видеть, где он «залипает», где находятся его личные дыры внимания, ну и сделать процесс обучения более подходящим.

1. Уберите лишние раздражители

Если у человека проблема с восприятием информации, нужно оглядеться вокруг. Возможно, именно помещение виновато в том, что ребёнок никак не способен дослушать сказку.  К примеру, когда начинаю читать сыну книгу, его задача в этот момент уже спокойно лежать с закрытыми глазами и представлять картину повествования.

 Психологи из Университета Карнеги — Меллона выяснили, что дети в ярких, обвешанных плакатами классах хуже усваивают содержание урока. Однако стоит снять весёлые картинки со стен, оставив над доской один лишь портрет Менделеева, — и у детей магическим образом возрастает способность сохранять концентрацию. Это, кстати, объясняет, почему ваш Колька не услышал лекцию об этикете: читать её на фоне работающего телевизора — гиблое дело.

2. Добавьте сенсорики и движения

Если ребёнок выпадает во время объяснений, вспомните про сенсорную интеграцию. Детям нужно много разных, в том числе и тактильных стимулов, чтобы настроить мозг. Позволить во время занятия мять в ладошке жвачку для рук может им очень помочь вас услышать. Конечно, в классе для многих детей местом концентрации внимания выступают различные канцелярские предметы - грызут ручки, карандаши.

Некоторым бывает трудно держать в фокусе информацию, поскольку все усилия уходят на то, чтобы сохранить неподвижное положение и сидеть в не самой удобной позе. Если у такого ребёнка появится возможность зарыться в подушки, придавить себя рюкзаком или прилечь, его внимание к вашим словам будет выше. Хороший способ — делать перерывы на зарядку. Исследования показали, что 15 минут упражнений в классе серьёзно улучшают результаты когнитивных тестов, проведённых в тот же день.

3. Не читайте лекций, а просите ребёнка включиться в диалог

Было бы неправильно обращать внимание только на внешние поглотители внимания, тихонько ругать их и ничего не делать с собственной манерой вести разговор. Сегодня у нас есть сто тысяч способов стать интересными самим. Классные педагогические технологии, игры, сторителлинг — всё это может работать на детей. Зря многие недооценивают силу живой направленной на ребёнка речи, особенно если она содержит любопытный вопрос.

Эксперименты, посвящённые способности учеников фокусироваться, не могли не обнаружить связи между вниманием и активным обучением. Суть такая: если вы показываете картинки, всё время задаете вопросы и даже ожидаете ответов, как бы непринуждённо беседуя, то потери внимания будут меньше, чем во время стандартной лекции.

Родителям это тоже полезно иметь в виду. Когда мы заходим на второй круг с речью о пользе ученья, есть большая вероятность, что всё это летит мимо цели. Гораздо эффективнее было бы поговорить с ребёнком о его целях и интересах или о том, что ему мешает или помогает учиться.

Не забывайте о том, что развитие в ребенке внимательности и концентрации по силам каждому родителю. Личный пример намного продуктивнее повлияет на ребенка, чем нравоучение и наставления. Следите за собой, как вы общаетесь с другими людьми, ребенок всё перенимает от своих мам и пап. Если вы сами не слышите собеседника, перебиваете его либо просто уходите, прерывая разговор – зачем потом агрессивно «палить» на свое чадо, что он не слышит вас.

4. Не забывайте про майндфулнес

То, что на Западе давно стало мейнстримом, а у нас до сих пор звучит диковато, — школьные практики внимательности. Есть сотни научных доказательств, что незатейливые упражнения, которые помогают детям ощутить своё дыхание и положение в пространстве, визуализировать определенный образ, влияют на них удивительным образом. Например, повышают способности к концентрации и саморегуляции, снижают проблемное поведение и тревожность и даже делают детей счастливее.

Кажется, что дома ввести привычку прислушиваться к своим ощущениям и расслабляться ещё легче, чем в классе с 25 людьми, которые произвольно дрыгают ногами. Данный способ поможет детям концентрироваться на себе, на главных задачах, которые стоят перед ним.

5. Подавайте информацию через разные каналы

Бывает, что взрослый не может добиться понимания, потому что обращается не к тому каналу восприятия ребёнка. Он, например, аудиал, а вы ждёте, что он погрузится в мир причудливых тонов зеленоватой пастели. Уча человека концентрироваться на предмете, подключайте визуальные, аудиальные и, может даже, кинетические стимулы ребенка. Концентрируясь на разных аспектах, ребенок выберет сам, что ему понятнее.

6. Позвольте ему играть

Игра жизненно важна для развития ребенка и человека в целом, даже если папе кажется, что дошкольная арифметика полезнее. Исследователи, которые занимаются изучением игры, с каждым годом находят всё больше доказательств её благотворного влияния на мозг. С сугубо практической точки зрения — не наигравшиеся дети пытаются играть во время учёбы или вести беседу сразу за трёх пупсов, пока вы рассказываете об устройстве Вселенной. А это неудобно. Заметим, что в наш век технологий достаточно большая часть детей не могут играть в простые игры (построить пиратский корабль из подушек дивана, придумать и зарыть сокровища под матрасом кровати и т. д.), всем проще сесть за компьютер, телефон, планшет. Учите своих детей играть, принимайте участие в этих играх, не забывайте того, если вы не научите тому, что считаете полезно, то на ваше бездействие найдутся учителя, которые негативно могут повлиять. Помните, сверстники, одноклассники – это те люди, которые влияют на ребенка, формируя в нем новые привычки, действия, мысли и установки на жизнь в целом.

7. Читайте вслух

Свежее американское исследование предлагает нам вариант, о котором знала ещё ваша бабушка, — чтение книжки. Регулярное чтение вслух помогает дошкольникам и школьникам, с эмоциональной регуляцией, навыками самоконтроля и внимания. Успокаивающий эффект был обнаружен при исследовании детей, но, вероятно, он работает для всех — даже для тревожных родителей. По своему опыту могу добавить, что чтение не только успокаивает, а также развивает речь, увеличивая словарный запас ребенка. Не ленитесь читать своим детям. Воспитание – это огромный труд, внимание, любовь и терпение к своим детям, без которых нет возможности достичь положительного результата.