Семейны сайт: Agulik
Артикуляционная гимнастика для звука Р

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Артикуляционная гимнастика и упражнения для тех, кому не даётся звук Р поможет детям научится правильно произносить звук Р. Многие ребята не обращают внимание на правильное произношение звука Р. Игнорируя данную проблему у своих детей родители ссылаются на то, что со временем дитя само решит эту проблему и научится произносить звук Р. Следует отметить, что правильное произношение формируется у детей к 5−6 годам, хотя есть родители, которые начинают задумываться о произношении уже к трём годам. Ещё бытует утверждение у взрослых, что если ребёнок произносит звук Л, то и до Р рукой подать. Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка. Один из самых сложных звуков — это Р. Что же можно сделать в домашних условиях, как помочь «приручить» хитрый звук? 

Если в этом возрасте в речи ребёнка отсутствуют некоторые звуки (например, звуки Р, Л), имеют место замены одних звуков другими (например, звук Р заменяется звуком Л или Й — получается не «рыба», а «лыба», не «морковка», а «мойковка»), произношение некоторых звуков нечёткое, то необходимо начинать коррекцию звукопроизношения! Неправильное произнесение звука (например, горловой звук Р, межзубный звук С, боковой звук Ш, и др.) лучше исправлять незамедлительно, чтобы оно не закрепилось.

Задачи логопеда и родителей В домашних условиях можно…

Заниматься артикуляционной гимнастикой, развивать фонематический слух, закреплять поставленные логопедом звуки в речи. Не советуем ставить и исправлять ребёнку звуки самостоятельно — это задача логопеда!

Неопытный «домашний логопед» может не уловить разницу между правильным и искажённым звуком и тем самым нанесёт вред.

Звуки Р (твёрдый) и Рь (мягкий) являются самыми сложными по артикуляции среди всех звуков русского языка. Поэтому дети овладевают произношением этих звуков позже и искажаются эти звуки чаще других.

Не старайтесь вызвать звуки Р и Рь у ребёнка самостоятельно, так как есть опасность получить неправильный звук — горловой.

Лучше отсутствие звука, чем гортанное Р, ведь в этом случае придётся не ставить звук «с нуля», а исправлять уже закрепившийся неправильный, что гораздо сложнее. «Помочь» ребёнку научиться «рычать» могут «доброжелатели» — приятели в детском саду, бабушка с дедушкой…

Поэтому внимательно прислушивайтесь к речи ребёнка. Если вдруг услышите появление неправильного Р, просто попросите ребёнка не говорить этот звук вообще. Объясните, что такой звук неправильный — «он звучит в горлышке, а должен быть на кончике языка». Обратитесь к логопеду для постановки правильного звука Р.

Если успеть внести коррективы в самом начале появления неправильного звука, можно предупредить его закрепление в речи и уберечь ребёнка от сложного нарушения звукопроизношения.

Полезная гимнастика

Чтобы развить основные движения органов речи, каждое занятие желательно начинать с артикуляционной гимнастики. Для этого ребёнок должен видеть картинку-образец, артикуляцию взрослого и свое отражение в зеркале. Так он сможет контролировать самого себя: правильно ли он выполняет то или иное действие.

«Улыбка»: широко улыбнитесь друг другу так, чтобы не было видно зубов. Задержите улыбку так долго, насколько сможете.

«Заборчик»: покажите верхние и нижние зубы таким образом, чтобы губы оставались растянутыми в улыбке.

«Качели»: откройте рот и потянитесь языком попеременно то к носу, то к подбородку. Так вы учите ребёнка ритмично выполнять движения.

Когда вы выполните общую артикуляционную гимнастику — можно сделать несколько специальных упражнений для правильной артикуляции именно тех звуков, которые западают у ребёнка.

Упражнения на закрепление звука Р 1. «Автомат и пулемёт»

Напряжённым кончиком языка надо постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Т-Т-Т (это «стреляет автомат») или Д-Д-Д (это «стреляет пулемет»), постепенно убыстряя темп.

2. «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

3. «Шмель и комар»

Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх и сильно упирается кончиком в бугорки за верхними зубами. Энергично и протяжно произносим звук Ж-Ж-Ж (это «жужжит шмель») или З-З-З (это «звенит комарик») 10−15 секунд.

4. «Индюк»

Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ!

С книгами серии «Логопедическая практика» родители могут дома заниматься с детьми самостоятельно, помогая закрепить и автоматизировать звуки, которые поставил логопед. Каждый альбом посвящён тем звукам, которые детям бывает нелегко освоить: Р-Рь, Л-Ль, Ж-Ш, С-Сь. В каждом — 80 заданий, разработанных практикующим логопедом. В альбомах много ярких рисунков, интересных заданий, — ребёнку будет интересно осваивать правильно произношение за игрой.

Нарушения звукопроизношения.