Чему муравьи и сурикаты могут научить нас в воспитании детей?
Чему муравьи и сурикаты могут научить нас в воспитании детей? Биолог-эволюционист Николай Райхани раскрывает древние социальные инстинкты, которые до сих пор формируют наши семьи.
Я вырвал у своих детей пульт дистанционного управления и уселся на диван, готовясь к тому, что должно было произойти. Это был март 2020 года, и здесь, в Великобритании, быстро росло количество случаев заболевания новым и опасным коронавирусом. Наш премьер-министр собирался объявить изоляцию. Школы и детские сады собирались закрыть. Как и миллионы других родителей, я собирался стать фактическим школьным учителем для своих маленьких детей. Эта идея наполняла меня ужасом.
Это чувствовал не только я. Мой телефон зазвонил, когда на школьный канал WhatsApp хлынули сообщения, и родители задались вопросом, как они собираются соответствовать требованиям своей повседневной работы с использованием наречий на фронте и длинного деления.
В последующие месяцы многие родители почувствовали сокрушительный удар по своему психическому и физическому здоровью. Последовали новые блокировки и закрытие школ, а также сообщения о тревожном росте родительского стресса, беспокойства и депрессии . Многие спрашивали себя, почему это было так сложно. Разве мы не должны от природы хорошо воспитывать детей без посторонней помощи? В конце концов, разве в прошлом люди не обходились без школ и детских садов?
Как биолог-эволюционист, я не владею ответами на все семейные кризисы, связанные с пандемией, но одно могу сказать наверняка: как вид люди крайне плохо подготовлены к тому, чтобы заниматься воспитанием детей изолированно.
С эволюционной точки зрения неудивительно, что многие из нас чувствовали себя такими подавленными. Несмотря на распространенное представление о том, что современная семейная жизнь состоит из небольших независимых единиц, реальность такова, что мы часто получаем пользу от помощи других в воспитании нашего потомства. На протяжении большей части истории человечества эту помощь оказывали большие семьи. В современных индустриальных обществах, где небольшие семьи являются обычным явлением, учителя, няни и другие лица, обеспечивающие уход, позволили нам воспроизвести эту древнюю сеть поддержки.
Такой способ совместного воспитания детей делает нас уникальными среди человекообразных обезьян. Это называется «совместное разведение» и больше похоже на то, как живут, казалось бы, более далекие виды, такие как сурикаты и даже муравьи и пчелы, - и оно дало нам важные эволюционные преимущества.
Совместно размножающиеся виды живут большими семейными группами, где люди работают вместе, чтобы вырастить потомство . Возможно, что удивительно, но другие обезьяны, например, шимпанзе, не ведут себя подобным образом. Хотя люди и шимпанзе живут в сложных социальных группах, состоящих из родственников и не родственников, более внимательное изучение обнаруживает некоторые резкие различия. Матери шимпанзе растят своих детей в одиночку , практически без чьей-либо помощи, даже без помощи отца . То же самое и с гориллами, орангутангами и бонобо. Более того, у самок обезьян не наступает физиологическая менопауза, а это означает, что они остаются фертильными на протяжении всей своей жизни. В результате мать и дочь часто воспитывают собственное потомство одновременно.. Это ограничивает возможности бабушек-обезьян помогать своим внукам.
Как вид, люди крайне плохо подготовлены к тому, чтобы заниматься воспитанием детей изолированно.
Мы явно разные. Большую часть времени на Земле люди жили в больших семьях , где матери получали бы помощь от многих других членов семьи. Во многих современных человеческих обществах это все еще так. Человеческие отцы часто участвуют в воспитании потомства, хотя степень отцовского вклада в общество довольно сильно различается. Младенцы также получают информацию от множества других родственников, включая старших братьев и сестер, тётушек и дядей, двоюродных братьев и, конечно же, бабушек и дедушек . Даже маленькие дети могут сыграть жизненно важную роль в поддержке и защите младших. В таких условиях бремя ухода за детьми очень редко ложится на одного человека.
Эбби Пейдж , биологический антрополог, который много работал с Agta, филиппинским обществом охотников-собирателей, говорит, что мы только начинаем понимать всю глубину таких традиционных сетей поддержки. Например, среди агта дети в возрасте от четырех лет часто уже являются продуктивными членами семьи.
«Вклад детей часто игнорируется», - говорит Пейдж. В прошлом из-за строгих представлений о том, что представляет собой работа и игра, исследователи, как правило, не замечали, что ребенок может играть в один момент, а в следующий момент собирать фрукты с куста. «Дети определенно субсидируют себя (в таких обществах охотников-собирателей)», - говорит она.
Дети Агта также помогают, защищая своих младших братьев и сестер от опасности. Пейдж вспоминает, как она сидела в одной из семейных хижин Агты с четырехлетним мальчиком и его младшей сестрой. Все трое сидели на полу, когда вошел скорпион. Пейдж признает, что она была сбита с толку:
«Я ничуть не помогала». К счастью, мальчик знал, что делать: «Он сразу же вскочил, вытащил из огня палку и ударил скорпиона, а затем несколько раз подпрыгнул на нем». Этот простой поступок потенциально спас жизнь его сестре .
Этот опыт побудил Пейдж задуматься о том, что считается полноценным уходом за детьми. На Западе уход за детьми обычно означает, что ответственный взрослый, часто родитель, не только присматривает за маленьким ребенком, но и обеспечивает его активное участие и стимулирование. Когда родители не могут этого добиться, например, потому что они заняты работой, они могут чувствовать себя виноватыми или неадекватными. Но исследование Пейджа раскрыло множество других способов заботы о детях и их благополучия без особого внимания только к родителям.
Фактически, забота о братьях и сестрах, когда старшее потомство помогает воспитывать своих младших братьев и сестер, является определяющей характеристикой совместно размножающихся видов. Сурикаты служат кормом для еды, которую можно разделить с молодняком, и присматривают за молодыми щенками в норе. Они учат щенков, как безопасно обращаться с опасными предметами добычи. Самки производят молоко даже для своих младших братьев и сестер. Так же, как ребенок, который спас свою сестру от скорпиона, некоторые из наиболее важных форм заботы в этих кооперативных обществах также включают защиту молодых людей: обеспечение их безопасности от хищников и от неприятностей.
Совместное разведение имеет решающее преимущество перед более одиночными формами воспитания детей: оно может сделать вид более устойчивым и, вероятно, эволюционировать как средство противостоять невзгодам.
Многие виды совместно размножающихся обитают в самых жарких и засушливых регионах планеты. Ранние люди также населяли суровые регионы, где было трудно найти пищу, которую нужно было собирать, собирать или убивать. Сотрудничество было предпосылкой для выживания в отличие от современных человекообразных обезьян. Все наши кузены-обезьяны обитают в относительно стабильной, благоприятной среде - по сути, в гигантских салатницах - где гораздо легче добыть пищу, необходимую им для поддержания себя и любого зависимого потомства.
Люди, по-видимому, были единственными обезьянами, которые могли выжить в таких сложных условиях: человекообразные обезьяны отсутствуют в летописи окаменелостей в этих регионах.
Как это ни парадоксально, наша склонность к сотрудничеству, которая позволила нам выжить и процветать так долго, возможно, значительно усугубила нынешний кризис с психологической и практической точки зрения.
Во время изоляции мы были отрезаны от наших сетей поддержки: бабушки и дедушки, тети и дяди, а также школы, детские сады и игровые группы, которые помогали имитировать структуру наших древних человеческих групп. Более того, мы должны были прибегнуть к помощи наших маленьких семейных единиц, как если бы это было инстинктивным поступком. Для многих из нас это казалось почти невозможным, и не было реального объяснения, почему это так. В конце концов, в нашем западном представлении о семье так много внимания уделяется материнской заботе и так мало - вкладу других членов семьи. Ожидалось, что матери и отцы, или даже одни матери , будут вполне достаточными в качестве опекунов.
Однако, по словам Ребекки Сир, профессора эволюционной демографии Лондонской школы гигиены и тропической медицины, эта идея самодостаточной нуклеарной семьи отражает опыт и мировоззрение западных исследователей, а не историческую реальность . Идея нуклеарной семьи, поддерживаемая кормильцем-мужчиной, особенно укоренилась в послевоенный период, когда «академия была полна богатых, белых, западных мужчин, которые оглядывались на свои семьи и просто думали, что это не так. как это было всегда », - говорит Сир.
Термин «нуклеарная семья» появился только в 1920-х годах. Сама структура семьи, состоящая из двух родителей и относительно небольшого числа детей, старше и может быть связана с промышленной революцией, поскольку переход от сельского хозяйства к производству позволил вести более независимый образ жизни. Альтернативное объяснение состоит в том, что политика Западной церкви в средние века , запрещавшая браки между кузенами и другими членами расширенной семьи, вызвала сокращение семейных единиц. Но даже несмотря на то, что нуклеарная семья является такой повсеместной концепцией в западных исследованиях и популярной культуре 20-го века, включая бесчисленные романы, фильмы и телешоу, Сир объясняет, что на самом деле это довольно аномально даже для Запада.
«Совместное проживание только родителей и детей во всем мире относительно редко», - говорит Сир. «Семейные структуры во всем мире сильно различаются, но общим является то, что родители получают помощь в воспитании потомства, и это верно даже для западных средних классов».
Она объясняет, что типичное устройство для людей - это не одна пара, воспитывающая своих детенышей изолированно. Вместо этого мы обычно нуждаемся в помощи и получаем ее, когда дело касается воспитания детей. Представление о женщинах как о матерях и хранительницах домашнего очага также не столь традиционно, как это иногда делается. В исторических и современных обществах натурального хозяйства женщины играют значительную роль в обеспечении своих семей: женщины также являются кормильцами.
С этим другим взглядом на человеческую семью, возможно, наши ожидания в отношении воспитания детей во время пандемии были бы другими. Вместо того чтобы предполагать, что родители, и особенно мамы, должны (и будут) нести бремя, мы могли бы признать решающую роль других членов семьи и опекунов. С пониманием того, насколько мы полагаемся друг на друга в воспитании потомства, мы могли бы легче относиться к другим - и к себе - когда мы боролись.
Ожидать, что люди станут родителями, такими как шимпанзе, - все равно что изолировать муравья от ее колонии: мы не обязательно созданы для этого - и часто это не удается. Признание того, что мы нуждаемся в других, не является признаком неудачи, а именно то, что делает нас людьми.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии