О недостатках педагогического образования в России
Проблема педагогического образования в РФ не в делении на два уровня - бакалавриат и магистратуру, а в отсутствии стандарта профессиональной подготовки педагога конкретного направления - учителя ли младших классов или русского языка, считает ректор Института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
Ранее президент РФ Владимир Путин раскритиковал министра науки и высшего образования Михаила Котюкова из-за малого количества бюджетных мест при наборе групп в магистратуры, потребовав "навести порядок".
Котюков также подвергся критике из-за ситуации с распределением квот в магистратуру на специальность учителя по русскому языку. В ходе заседания совета по русскому языку президенту привели пример Воронежского государственного университета, где при наборе групп в магистратуру есть всего шесть бюджетных мест. При этом сама группа не может быть меньше 12 человек.
Президент также усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку. На том же заседании министр просвещения Ольга Васильева заявила, что бакалавриата недостаточно для обучения гуманитарным специальностям - это всего лишь незаконченное высшее образование. Котюков отметил, что за четыре года при современных технологиях можно качественно готовить специалистов, которые смогут закрывать основной объем работы в школе.
Русецкая отметила, что проблема с маленьким количеством бюджетных мест в магистратуре идет с конца 90-х, когда вузы получили право самостоятельно распределять полученные цифры приема по тем направлениям, которые они реализуют. По словам Русецкой, вузы стали контрольные цифры приема бюджетных мест распределять в пользу самых востребованных - экономики, юриспруденции.
"Для того, чтобы эту практику прекратить, для того, чтобы сохранить обеспечение всех специальностей хотя бы каким-то количеством мест, ввели вот это закрепление. Хотя и сегодня в магистратуре у нас есть право... контрольные цифры приема перераспределять", - сказала она.
Русецкая также рассказала, что вузы каждый год, когда пишут правила приема и определяют, на какую программу отдать бюджетные места, стоят перед выбором - "какую программу в этом году набрать, какую не набирать, какая будет востребована, какая нет, и, конечно, спасает только платный набор".
Она также пояснила, что сложно набрать коммерческие группы по педагогике и филологии, потому что это не те отрасли, где вложенные в оплату магистратуры деньги могут быстро обернуться высокими зарплатами.
Русецкая надеется, что сейчас Минобрнауки действительно пересматривает порядок распределения контрольных цифр приема, а также что при новом порядке будет учитываться, в том числе, и рейтинг качества поступления в вузы.
"То есть вузы, демонстрирующие действительно высокое качество приема... должны больше получать государственную поддержку, а вот такая практика размазывания контрольных цифр приема, она понятна, министерство пытается как-то поддержать каждое направление в каждом регионе, но вот оно оборачивается вот такой проблемой", - считает ректор.
Комментируя сомнения президента по поводу целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, она отметила, что это "недопонятая проблема".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии