Почему немцы отмечают поступление детей в школу картонным конусом
Почему немцы отмечают поступление детей в школу картонным конусом – ещё во время войн и стихийных бедствий немецкие родители подарили своим детям сладкие шишки, чтобы отпраздновать начало школы - и передать удивительно мощное послание.
За пару месяцев до того, как шестилетняя Хара пошла в школу в Лондоне в прошлом году, её бабушка в Германии начала измерять свои чемоданы. Она планировала особый сюрприз для Хары: гигантский «Schultüte», или «школьный конус», своего рода картонный рог изобилия, который традиционно дарят немецким детям в первый же школьный день.
В семье Хары, как и во многих немецких семьях, каждое поколение чтило эту традицию, насколько они могли думать. Ни пандемия, ни практический вопрос о том, как перевезти огромный и несгибаемый подарок в Лондон, не собирались разорвать эту цепь.
На первый взгляд немецкие школьные конусы - это очень простой подарок: большой, украшенный картонный конус, наполненный сладостями, канцелярскими принадлежностями и игрушками. Но за последние два столетия они заняли уникальное место в немецкой культуре в качестве столь любимого, глубоко символичного подарка, передаваемого из поколения в поколение, который несет в себе мощный культурный и психологический смысл.
Немецкие родители латали школьные конусы во время двух мировых войн, в развалинах послевоенных городов и на протяжении десятилетий, когда страна была разделена. В хорошие времена шишки были наполнены роскошными угощениями; в плохие времена - с картошкой или совсем без нее, а сама шишка будет подарком. Для многих немцев они являются главным символом начала учебы и вступления в новую фазу жизни.
«Для нашей семьи начало школы невозможно без школьного конуса», - говорит Жаклин, немка, мать Хары, которая работает в Лондоне тренером по фитнесу. «Я не могу представить это без него - это способ подсластить первый день в школе». В её родном регионе Саксония рожок вручают в рамках большого праздника: церемонии в школе и вечеринки дома. Этого ей не хватает в Великобритании: «Здесь первый день в школе - это всего лишь первый день в школе».
Беттина Нестлер, чья семья владеет компанией Nestler Feinkartonagen, крупнейшим производителем школьных конусов в Германии, описывает эти школьные торжества как «небольшую свадьбу». В Саксонии, где находится компания Nestler, они особенно активны и планируются на год вперед. Сама шишка, известная в некоторых регионах как «Zuckertüte» («сахарный рожок»), заказывается уже в январе для начала занятий в школе в сентябре.
Считается, что здесь зародился обычай давать шишки в Саксонии в восточной Германии. В одном из первых упоминаний об этой традиции сын пастора из Саксонии вспоминает, как в первый день в школе в 1781 году учитель подарил ему «сахарный рожок». В те дни шишки были простыми маленькими бумажными пакетами. с начинкой из изюма или других сухофруктов. Сегодня они могут иметь размер до 85 см (33,5 дюйма) и содержать изображения автомобилей, единорогов или космонавтов, а также мигающие светодиодные фонари и даже кнопки, которые при нажатии издают ржание или рычание. Но будь то пакет с изюмом или современный супер-конус, суть остается неизменной.
«Школьный конус - это традиционный обряд посвящения», - говорит Кристиан Кантау, историк и специалист по фольклору из Комиссии по исследованию повседневной культуры Вестфалии на западе Германии. «Ребенок оставляет ранние годы позади и переходит в школу, и к этому факту в Германии относятся очень серьезно. И традиция ясно показывает это».
Кроме того, конус знаменует особую новую связь: «Переходя в школу, ребенок немного отделяется от семьи», - говорит Кантау. «Благодаря обычаю дарить шишки семья создает новую связь и сообщает, что «да, вы теперь школьник, но вы по-прежнему являетесь частью нашей семьи. Мы поддерживаем вас и сопровождаем вас на этом новом пути, точно так же, как мы делали раньше».
Она сравнивает этот обычай с другими обрядами перехода, такими как выпускные церемонии или свадьбы, которые существуют во всем мире: «Сообщество четко заявляет: «Хорошо, мы все это поняли, вы по-прежнему принадлежите нам, но теперь у вас есть эта новая роль».
Для некоторых память об этой особой связи длится всю жизнь.
Ханс-Гюнтер Лёве, учитель на пенсии из Гамбурга, вырос на руинах послевоенной Германии. Он до сих пор помнит, как играл в развалинах разбомбленных домов. Фотография, сделанная в первый день его учебы в школе в 1949 году, показывает напряженные усилия, чтобы представить какое-то подобие нормальности.
«Мама сшила мне куртку из клочков ткани, я ношу вязаные носки по колено в секонд-хенде, а в руках самодельный школьный конус, украшенный блестящей фольгой. Как-то маме удалось сшить один,»- говорит он, недоумевая, как ей это удалось. «Она, должно быть, каким-то образом выменяла фольгу, картон, она действительно пыталась спасти этот конус. И она изготовила его без моего ведома, хотя мы жили в маленькой тесной квартирке».
После паузы он мягко, почти про себя, добавляет: «Должно быть, она сделала это, пока я спал».
Лёве собрал десятки старинных школьных конусов, которые сейчас хранятся в музее, а также фотографии, подтверждающие традицию. Он написал книгу об истории этого обычая, в том числе несколько очень острых воспоминаний школьного конуса.
«Наступил долгожданный день», - пишет немецкий мемуарист 18-го века, цитируемый в книге Лёве, о своем первом школьном дне. «С новым учебником, большим рожком изюма и платой за обучение в размере шести монет я начал кислый путь [в школу] в сопровождении горничной и проливая горячие слезы».
Тогда, как и сейчас, начало школы может вызывать у детей чувство тревоги. Согласно обзору переходных периодов в раннем детстве, ритуалы могут помочь им справиться с ситуацией и пережить момент перемен как нечто положительное, особенно в так называемый «пороговый период», фазу неопределенности, в течение которой они больше не находятся в яслях, но имеют ещё не полностью освоился в школе.
При правильном обращении такие переходы от одного этапа жизни к другому могут стать «ключевыми поворотными моментами в жизни детей» и «создать проблемы и возможности для обучения и роста на нескольких уровнях», - утверждают авторы обзора. Хотя в обзоре не упоминаются конкретные обряды поступления в школу, многие общества тем или иным образом отмечают этот большой день. В Великобритании семьи обычно готовят детей к школе, покупая школьную форму и новую пару обуви, а в Японии детям выдают традиционные школьные сумки, известные как рандосеру.
В Германии шишки вызывают сильную ностальгию у взрослых. Но, как свидетельствует книга Лёве, они также отразили бурную и жестокую историю страны. На фотографии, сделанной во время Первой мировой войны, маленькая девочка держит в одной руке школьный конус, а в другой - модель гранаты, на которой написано сообщение, желающее ей мужества и силы. Дети отправляли фотографии себя со школьными конусами своим отцам на поле боя. В нацистскую эпоху на некоторых конусах были изображены свастики.
После Второй мировой войны, когда Германия была разделена на Германскую Демократическую Республику (социалистический Восток) и Федеративную Республику (капиталистический Запад), возник новый раскол. В Западной Германии конусы были круглыми, а на Востоке - более угловатыми. Спустя десятилетия после воссоединения эти различия остаются, наряду с другими тонкими различиями между восточными и западногерманскими шишками. Например, западные немцы с большей вероятностью будут создавать свои собственные шишки, в то время как восточные немцы предпочитают купленные в магазине версии - возможное наследие гендерных отношений в двух Германии. В годы разделения восточногерманские матери, как правило, быстро возвращались к работе, в то время как западногерманские матери чаще оставались дома, и эта разница сохраняется и по сей день.
«На Востоке оба родителя пошли работать, у них не было времени на мастеринг», - говорит Беттина Нестлер, производитель школьных конусов, - чего и не ожидали.
Для её семьи шишки и их история Восток-Запад имеют особенно глубокое значение, переплетенное с воспоминаниями о потерях и стойкости. «Что для нас значит школьный конус - это очень эмоциональный вопрос», - вздыхает Нестлер, чей дед основал компанию в 1953 году, объединив две старые фирмы.
В 1972 году, когда ее дедушка собирался отвезти свою семью в Прагу на каникулы, ему позвонили, чего он так боялся. Семья была экспроприирована, а бизнес национализирован. В одночасье они потеряли все, а её дедушка стал обычным рабочим в компании, которой он когда-то руководил. Он по-прежнему с головой окунулся в свою работу, создавая конусы со сказочными мотивами, героев мультфильмов из Восточной Германии, а иногда и изображения молодых пионеров, социалистической молодежной организации.
Нестлер говорит, что был уверен, что однажды фирма вернется к ним. Так оно и было: через пять лет после его смерти пала Берлинская стена, а через год, в 1990 году, Германия воссоединилась. Семья Нестлера вернула себе собственность. Она выросла рядом с фабрикой, среди запаха клея. Из окна спальни она могла видеть упаковочную комнату, где разноцветные конусы катились по конвейеру. Она гордится тем, что последовала за своими предками в этот бизнес:
«Мы - часть очень особенного жизненного этапа человека. Начало учебы - чрезвычайно важный шаг».
Сегодня ее фирма придерживается новой тенденции: индивидуализма. Родители могут заказать изготовленные на заказ шишки с напечатанным именем их ребенка или даже запросить одноразовую модель, основанную на личном дизайне. Этого не существовало в социалистические дни детства Нестлера: «Это было централизованное планирование, с двумя-тремя новыми проектами в год, и все».
Кантаув, эксперт по фольклору, объясняет, что дизайн конуса отражает экономическое состояние Германии, а также немецкие идеи о хорошем воспитании детей.
В 1950-е годы, когда экономика оправлялась от тяжелых послевоенных лет, «нужно было показать, что вы можете позволить себе купить красивый конус с блестящей бумагой и т. Д.», - говорит Кантау. «Это был символ: «Мы инвестируем в ваше будущее, начиная с вашего школьного конуса»». Ее собственный конус, подаренный ей в 1970 году, был классическим образцом тех десятилетий: темно-красный, блестящий, купленный в магазине, с часами, яблоком "и, наверное, сладостями" внутри.Но теперь для родителей, которые выросли в относительном благополучии 1980-х годов и сделали успешную карьеру, «время для подарка». В частности, время, потраченное на создание школьного конуса:
«Родители показывают ребенку, что они вкладывают время, они вкладывают средства в заботу».
В 2016 году немецкий новостной журнал Der Spiegel осудил «повальное увлечение своими руками в первый день в школе», заявив, что родители оказались под «давлением нового типа», чтобы создать идеальный конус, который считался «барометром». любви".
Однако в моменты кризиса такое изготовление доморощенных шишек может оказаться сверхдержавой.
Мануэла Шмидт, терапевт из городка Вахтберг, живет недалеко от района на западе Германии, который этим летом пострадал от наводнения. Когда она услышала, что некоторые дети потеряли школьные конусы во время наводнения, она предложила заменить их группой добровольцев. Десятки семей вышли на связь, и даже пострадавший от наводнения питомник, чьи с любовью изготовленные шишки были полностью разрушены.
«Как психотерапевт, я знаю, насколько важно дать ощущение структуры и стабильности после такого ужасного события», - говорит Шмидт. Сделанные вручную конусы, украшенные единорогами, пожарными и планетами, вселяли надежду. «Это показало детям и их семьям, что будет завтра, что жизнь будет продолжаться даже после этой катастрофы».
В семье Шмидта очень ценятся школьные конусы. Ее племянница, восьмилетняя Лилиан, с гордостью демонстрирует свою во время видеозвонка: небесно-голубой, с радугой, деревом, луной и звездами. Она сохранила его на память. «Это воспоминание о моем первом школьном дне, который был действительно особенным».
Что касается Хары, школьницы из Лондона, ее прилетевший из Германии конус был всем, на что она надеялась. Ее бабушка купила в ремесленной мастерской индивидуальную модель, которая соответствовала длине ее чемодана по диагонали. Он был бирюзово-синим, украшен русалкой и был почти такого же размера, как сама Джара.
Джара нашла это абсолютно волшебным: «Я была так счастлива, что даже взяла его с собой спать».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии


Ещё материалы по теме: Семейные отношения
Семейные Новости
